- Игровая психотерапия
- (play therapy) - использование игровых процедур в терапевтической практике, особенно при лечении детских расстройств. Рассматривается как вариант катарсиса, то есть метода лечения, дающего возможность символически отреагировать определённые ситуации фрустрации. Обычными для детской игры темами являются: а) исполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт, которые они хотели бы иметь; б) повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определённые эпизоды; в) смены ролей, когда дети берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни в аналогичных ситуациях они были пассивными реципиентами (Бирман, 2005). Помимо терапевтической ценности, игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребёнком, получить информацию о уровне развития навыков ребёнка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Модус психотерапевтического вмешательства может быть разным. При недирективной терапии терапевт, в основном, пассивен и поддерживает ребёнка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты Эго-аналитической ориентации склонны предлагать ребёнку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, которые были вытеснены или отрицались. Терапевты, ориентированные на теорию социального научения, сосредоточены на обучении играть с другими (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры. Ценность игровой психотерапии подвергается некоторыми исследователями сомнению относительно многих детских психиатрических расстройств.
* * *
(от греч. theraрeia – лечение) – форма коммуникативной терапии. Основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. У истоков этого направления стоял Я. Морено, разработавший метод психодрамы. Процедура И. п. включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных, в т. ч. проблемных и конфликтных, ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего у них снимается напряженность и страх перед др. людьми, повышается самооценка, приобретаются необходимые навыки решения межличностных проблем.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.